Архивольты нефов

Так назывались арки между опорами нефов или клуатров, а также обрамлявшие порталы, портики, двери или окна, и которые служили для распределения давления стен. В романский период, до XII века, архивольты представляют собой полукруглые или (более профессиональный термин) полуциркульные арки, иногда повышенные, реже — подковообразные. Постепенно в их форме появляются ломаные линии: стрельчатые арки получают распространение в начале XII века в Иль-де-Франс и Шампани, в конце XII века — в Бургундии, Лионне, Анжу, Пуату, Нормандии; и наконец в XIII веке — в Оверни, Лимузене, Лангедоке и Провансе. В XI веке их обычно выкладывали из одного или двух рядов простых клинчатых блоков без лепного орнамента; в конце XI века второй ряд иногда украшался, как, например, в нефе собора Женской Обители в Канне, орнаментом в виде ломаных линий, меандра или полукруглых валиков. Внутренняя поверхность арки, которая во время строительства опиралась на деревянное кружало, всегда оставалась гладкой. Орнаменты, которые украшают второй ряд арки, изменяются в зависимости от провинции: в Нормандии это чаще всего геометрические узоры, в Бургундии (неф церкви в аббатстве Везде), в Маконэ, Лионне и Провансе, — орнаменты, заимствованные из античных традиций. Сама по себе тенденция украшать архивольты появляется только в XII веке, причем нижний, внутренний, ряд арки по-прежнему остается без орнамента, или же его обтесывали в виде полукруглого валика в соответствии с огранкой кирпичей, чтобы не мешать наложению кружала (неф собора в Байе). Постепенно увеличивается количество рядов кладки, их становится уже три. В Иль-де-Франс редко можно увидеть орнаменты на архивольтах, зато здесь умножается количество профилей, в то время как центр Франции остается верным традиции и долгое время, вплоть до начала XIII века, сохраняет кладку архивольтов в два ряда, нижний из которых лишен украшений, однако здесь уже начинают появляться стрельчатые арки, как, например, в соборе города Отен. Однако постепенно орнаменты исчезают с архивольтов и заменяются профилями, более или менее сложно выполненными. В Нормандии узоры в виде ломаных линий и пилообразные орнаменты на архивольтах сохраняются в течение всего XIII века. В Бургундии и Маконэ были распространены такие виды орнамента, как алмазная грань, розетки, диски, двойной зубчатый орнамент; в Провансе — овы, дентикулы и лиственный орнамент, все они были заимствованы из античных мотивов. Постепенно в XIII веке внутреннюю поверхность нижней арки начинают украшать мулюры, так что кладка в разрезе теряет прямоугольные очертания, которые ей были присуши ранее.