Устройство и принцип работы двигателя стиральной машины

Замена двигателя стиральной машиныПервый прототип механического устройства, предназначенного для стирки белья, появился еще во второй половине 19-го века, а оснащать электродвигателями такую технику начали уже в следующем столетии. Модель, отдаленно схожая по конструкции с современными аналогами, была презентована в начале 20 века на выставке в США, а в 1949 году автоматическую стиралку уже можно было купить в обычном магазине. Хотя стоимость новинки была существенная, а размеры – впечатляющие.

В процессе модернизации было отброшено немало технологических решений, например, активаторный принцип работы, когда подвижная часть, отвечающая за создание колебаний, размещалась внутри рабочей камеры. Вращающийся диск с лопастями оказался малоэффективен, когда ему на смену пришел барабан. Конструкция электродвигателя также неоднократно изменялась. В этой статье мы изучим все доступные на рынке варианты, акцентируя внимание не только на преимуществах, но и на особенностях обслуживания и ремонта стиральных машин с разными видами моторов.

Разновидности двигателей

Именно двигатель передает вращение на барабан, изначально для преобразования электрической энергии в механическую применяли приводы ременного типа. Некоторые бюджетные модели до сих пор устроены подобным образом, но большинство новинок рынка бытовой техники заметно эволюционировало. Хорошо это или плохо – вопрос спорный. Чаще всего за улучшенную энергоэффективность и производительность приходится расплачиваться низкой надежностью и более высокой стоимостью ремонта. Хотя многое зависит от производителя, качества сборки конкретной серии или модели, а главное – характеристик самих комплектующих. Предлагаем вам сделать выводы самостоятельно.

Коллекторный

Примерно 80% всех стиральных машин, выпущенных с 1990 до 2000 года, оснащались моторами подобного типа. Это универсальный вид силового агрегата – коллекторный двигатель работает и от переменного, и от постоянного тока. Его конструкция состоит из алюминиевого корпуса, ротора с контактными графитовыми щетками, а также тахогенератора для регуляции скорости вращения. Внутренние элементы от интенсивной эксплуатации изнашиваются и требуют систематической замены, поэтому вместо коллекторных двигателей на стиралки все чаще устанавливают более надежные асинхронные моторы двухфазного типа. Хотя кое-какие преимущества у такого морально устаревшего устройства есть: большой пусковой момент, быстроходность, сравнительно небольшие размеры, плавное управление оборотами с помощью уменьшения или увеличения напряжения. Да, такой привод ломается чаще, чем аналоги, но благодаря простому устройству электросхемы его ремонт не вызовет трудностей и не потребует больших расходов.

Инверторный

Электродвигатель с прямым приводом, конструкция которого состоит только из двух элементов – ротора и стартера, – передает вращение барабану стиральной машины напрямую. Идея создания прибора принадлежит инженерам корейской компании LG, которые презентовали новинку в 2005 году. Позже инновацию успешно взяли на вооружение и другие известные бренды: Bosch, Whirlpool, Samsung, AEG, Haier. Благодаря отсутствию соединительных элементов снижается износ механики, зато сложность электросхемы трехфазного инверторного типа увеличивает расходы на ремонт. Среди преимуществ такого электромотора: еще более компактные размеры, максимальный КПД, низкий уровень шума и вибрации, высокая скорость вращения, точная настройка режимов работы.

Асинхронный

Сегодня на рынке встречаются, в основном, модернизированные трехфазные модели – двигатели с подвижным ротором, передающим ремнем, неподвижным статором, напрямую соединенным с барабаном и модулем для частотной регуляции скорости вращения. Управление электросхемой достаточно сложное, а мощность привода ограничена, зато такие моторы дешевле в производстве и обслуживании. С годами эксплуатации ослабевает вращающийся момент, качество стирки ухудшается, но своевременная замена подшипников и другие ремонтно-профилактические работы могут решить проблему.

Как проверить работоспособность мотора

Поломка двигателя стиральной машиныРаз речь зашла об обслуживании, стоит рассказать о том, на что владельцу стиральной машины стоит обратить внимание, чтобы вовремя обнаружить неисправность:

  • падение напряжения в момент включения снижает мощность мотора на 15-20%, узел полностью исправен, питание подается, но цикл не запускается;
  • устройство может не включаться, если во время простоя перегорел предохранитель;
  • у коллекторных моделей в зоне трения возникает искра, что приводит к перегреву мотора и постепенному отслоению ламелей от изолятора;
  • ротор может не крутиться, если магнитное поле ослабло;
  • межвитковое замыкание на обмотке статора приводит к его перегреву и ускоренному износу;
  • разрыв контактов и деформация клемм – распространенная причина самопроизвольного отключения техники;
  • наличие индикации питания при неработающей панели управления может свидетельствовать, как о неисправном интерфейсе, так и об отклонении параметров поддаваемого тока от паспортных стандартов;
  • гул при включении говорит о проблемах с электроснабжением, скрежет, стук и другие посторонние звуки в процессе вращения барабана – об износе подшипников или повреждении механики.

Стоит отметить, что поломке двигателя и контролера вращения, разрыву контактов и нарушениям в работе электросхемы мотора соответствуют отдельные коды ошибок – разные у каждого производителя.

Что делать, если двигатель не работает

Лучше не игнорировать профессиональную диагностику и вызвать мастера для ремонта стиральной машины. Опытный специалист на дому определит, требуется ли замена лишь приводного ремня и графитовых щеток или электродвигателя целиком.

Если вы живете в Одессе или пригороде, переходите по указанной ссылке, чтобы оставить заявку. В онлайн-режиме заказы принимаются круглосуточно.