Архивольты в монастырских галереях

В центральных и южных районах Франции они достаточно долго, практически до конца ХШ века, сохраняют форму полуциркульной арки. Торцевые стены церковных фасадов были толстыми, поэтому порталы обычно делали в виде профилированных арок со множеством архивольтов, расположенных один над другим. В постройках романской эпохи архивольты обычно состояли из четырех-пяти рядов кладки, в готический период их стало еще больше. Стены этих монументальных зданий в силу своей высоты и толщины должны были опираться па очень прочные арки. Поскольку же средневековые архитекторы для противостояния давлению большой массы использовали не увеличение высоты стрелы арки, а прибавление дополнительных арок, что, кстати, является весьма эффективным приемом, то их количество порой достигало шести, семи и даже восьми. Украшения этих архивольтов отличались той или иной степенью роскоши в зависимости от убранства самого здания. В XI веке архивольты порталов обычно имели полукруглую форму, а в середине XII века постепенно получают распространение стрельчатые арки, и лишь в нескольких провинциях, таких как Прованс, Лионне, Бургундия, полукруглые архивольты продолжают существовать вплоть до XIII века. В Иль-де-Франс и центральной Франции в XI веке орнаменты на архивольтах отличались сдержанностью, в то время как в Нормандии, Бургундии, Пуату, Сентонже, особенно в XII веке, архивольты были украшены невероятным количеством плетеных узоров, фигур, розеток; в Нормандии преобладали геометрические мотивы, (церковь в Тане возле Кана, XI век). В Провансе чаще украшением архивольтов служили мулюры, плоские орнаменты, выполненные с большим изяществом. В Лангедоке и Гиени — можно видеть обилие мулюр и редкие орнаменты, церковь Сен-Сернен в Тулузе, церковь в Лупьяке в Жиронде южный портал церкви в Пюи-ан-Веле. В Пуату и Сентонже украшением архивольтов служили изображения необычных фигур, животных, переплетение растительных узоров, или же бусы и зубчатые узоры, диски, алмазные грани, и, наконец, малые профили, разделенные между собой черными линиями, как, например, в церкви в Сюржере (Шаранта). Рассмотрев все эти примеры, датирующиеся XI и XII вв., можно увидеть, что каким бы богатым ни было убранство архивольтов, все орнаменты и фигуры создаются за счет обтески прямоугольных камней. Этот принцип сохраняется вплоть до XV века. Так, в конце XII века и в течение XIII-XIV вв. архивольты крупных соборов северной Франции обычно украшены фигурами, каждая из которых заполняет один из кирпичей кладки; все они сделаны за счет обработки клинчатых камней; в качестве примера можно привести архивольты южного портала Амьенского собора, датированные XIII веком. В XV веке принцип, используемый архитекторами, меняется, на архивольтах делаются специальные выемки, в которых помещаются скульптурные изображения; специальный выступ служит опорой сверху и снизу для этих фигурок, которые дополнительно закрепляются специальным штырем для заделки в кладку. Теперь скульптурные фигурки сначала вырезались в мастерской и лишь потом становились частью украшения всего здания, из-за чего было утрачено единство внешнего облика и равномерность выступов, свойственные порталам XIII-XIV веков, благодаря которым архивольты придавали зданиям общую строгость, несмотря на многочисленные детали, украшавшие их.